![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Это очень хорошо, что нам очень плохо!
(Песенка из кинофильма)
... Для меня когда-то стало большим потрясением узнать, что песня о затонувшем в Цусимском проливе российском крейсере «Варяг» была впервые написана на немецком языке. Немцем! И только спустя несколько лет она была переведена на тот язык, на котором экипаж «Варяга» - нет, не затонул в полном составе, а почти целиком оказался в Японии. Откуда некоторые вернулись в Россию и смогли познакомиться со сложенной немцем о них песней, а некоторые разбрелись по свету, от США дo Парагвая, и песни свои пели на тамошних языках.
Но не в легенде суть. А скорее в первых двух строчках русского перевода немецкой песни: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», / Пощады никто не желает».
Впечатление, что время сместилось, и, идущий на всех парах ко дну корабль - в данном случае имеется в виду неизбежный экономический коллапс России и соответственные политические последствия - совершает свой трагический путь под единый крик одобрения и восторга у всех, кого судьба собрала на этом плавсредстве.
Не нужно быть великим футурологом или лауреатом Нобелевской премии по экономике, чтобы понять, что страна, более или менее успешно существовавшая на двух потоках: нефти и газа, и не производящая кроме них ничего, без этих двух труб продолжить свое существование не сможет.
Можно произносить яркие речи, собирать очень деловые совещания, успешно искать и находить врагов за пределами страны и предателей внутри. Можно объявить, что через два года все будет в полном порядке: в трубах забулькает, в кошельках зазвенит, а будущее станет прекрасным.
Но нельзя отмахнуться вот от чего:
- Сегодня нефть и газ обнаруживаются почти в каждой стране. Даже маленький Израиль, которого природа мстительно обошла любым видом природных ресурсов, открыл такие месторождения газа, с которыми он не знает, что делать. То ли посылать газ в Европу, что совсем не трудно, учитывая географическую близость континента. То ли щедро провести это топливо в Иорданию и другие арабские страны, как бы странно это не звучало. Или стать поставщиком Индии, например... Быстро растущие нефтяные мощности Ирака и Ирана, газовые резервы Туркменистана, а также нефть и газ, которые сейчас обнаруживаются на большинстве морских шельфов, решительно возвращают цены на нефть и газ к реальности. То есть к 30 – 40 долларов за баррель.
А если добавить к этому, что Россия с самоубийственной энергией открывает одно за другим новые месторождения и планирует протянуть новые трубы во все стороны света, то к нефти и газу скоро можно будет относиться так, как предполагал когда-то Генри Киссинджер: как к обычной жидкости – дороже молока, но дешевле виски. Кто только не смеялся в 80-х годах прошлого века, когда Киссинджер сделал свое полушутливое предположение. Сегодня 95-летний американский политик и дипломат может с удовлетворением отметить , что шутка оказалась скорее пророчеством.
На днях российский сенатор Тарло грозно отчеканил на телешоу Владимира Соловьева: «В нашей стране большинство людей патриоты, остальные – предатели!». Этот вывод, до боли знакомый еще со времен Лаврентия Павловича Берия, частично опирается на реальность, инстинктивно подмеченную не очень интеллигентным сенатором: чем мрачнее перспективы, чем выще цены, чем больше отчуждение всего мира, включая Беларусь с Казахстаном, тем громче раздаются крики «Ура!».
Мы когда-то думали, что это мистическое единство в тяжелых обстоятельствах было коммунистическим феноменом. Ведь именно тогда родился анекдот, который дорогой Леонид Ильич Брежнев любил рассказывать своим соратникам во время секретного поедания черной икры и прочих деликатесов. Согласно этому анекдоту он, Леонид Ильич то-есть, предложил группе американских сенаторов убедиться в единстве советского народа и повез их на завод, где сообщил на митинге рабочим о том, что с завтрашнего дня их зарплата отменяется. К изумлению сенаторов все участники митинга громко крикнули: «Ура! Да здравствует Коммунистическая Партия!» На следующем этапе визита гости посетили Академию Наук, где почтенным академикам было объявлено, что к понедельнику они должны повеситься. Среди радостных криков «Ура!» и «Да здравствует!» один из академиков рискнул задать вопрос. И вопрос этот был таков: «Веревку выдадут, или приносить с собой?»
На коммунистов мы грешили, видно, зря. Их власти давно уже нет, а загадочное единство по случаю любых бедствий по-прежнему доминирует. Вот и спрашиваешь себя: хорошо это или плохо?
Автор этих заметок все-таки считает, что исполненная сомнениями и поисками компромисса западная культура все-таки более перспективна, чем вынесенная в эпиграф мысль из одной песенки: «Это очень хорошо, что нам очень плохо!»
Илья Герол,
Международный обозреватель,
Монреаль, Канада.