![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Раскол: Украина, Россия и евреи. Эксклюзивное интервью с Михаилом Членовым
Михаил Членов, генеральный секретарь Евро-Азиатского Еврейского Конгресса, без сомнения, один из наиболее ярких людей в еврейском мире. Многие еще в Советском Союзе — в подполье — учили у него иврит, впервые с ним вспоминали свой Исход из Египта и по сей день откликаются на еврейские имена, полученные на тех уроках. Выйдя из подполья, он ринулся на строительство общинной еврейской жизни в СССР и на «завоевание» еврейского мира, требуя от этого мира, в частности, уважения и партнерства. С тех пор прошло четверть века. Многое ему удалось, хотя немало еще предстоит сделать. Немало и тем хотелось бы с ним обсудить.
Однако нынешние события не оставили выбора: заставили сосредоточиться на самой острой точке сегодняшней международной жизни — на российско-украинском конфликте. И даже не на самом конфликте, а на его еврейской составляющей, на его еврейском факторе.
– Удивительная вещь, происходящая, наверное, впервые в еврейской истории, состоит в том, что противники упрекают друг друга в антисемитизме и клянутся в готовности защищать евреев до последней капли крови. Однако далеко не впервые еврейские общины оказываются на разных позициях в международных конфликтах.
Могу вспомнить, как 100 лет назад, когда началась Первая мировая война, руководитель сионистов России, мой дальний родственник, носивший ту же фамилию, что и я, — Ефим Владимирович Членов — призвал евреев защитить независимость и территориальную целостность Османской империи. С точки зрения сиониста, этот призыв был вполне обоснованным: сионисты стремились в Палестину, входившую в тот момент в Османскую империю. Вот и предлагали проявить лояльность к тамошней власти. Более того, этот мой родственник даже ездил в Лондон, чтобы отговорить лондонский, как бы отколовшийся сепаратистский центр от слишком активного сближения с британцами — сближения, которое привело к Декларации Бальфура.
Можно вспомнить еврейский полк, созданный Береком Йоселевичем и его компаньоном Йосефом Ароновичем во время польского антироссийского восстания под предводительством Тадеуша Костюшко в 1794 году.
То есть примеры, когда еврейские общины, группы или организации оказывались втянутыми в крупные международные конфликты, нередки. Случалось, что эти группы и организации в результате международных конфликтов раскалывались. Однако последствия этих расколов для еврейства в целом были, как правило, малозначимыми.
И евреи в основном оказывались малозначимым фактором мировых событий. Они не вершили мировую политику ни в противостоянии Польши с Россией, ни в Первой мировой войне. Во Второй мировой войне евреи, увы, оказались тотальной жертвой…
А вот сейчас перед нами разворачивается некий фарс: обе стороны клянутся в любви к евреям, тогда как до сих пор было ровно наоборот.
Возможно, из-за такого необычного поворота или нарочитыми стараниями обеих сторон еврейская карта, еврейский фактор в украинских событиях начинает звучать достаточно громко — и обсуждается как на международных форумах, так и на еврейских собраниях.
– Что же думает мировое еврейство по этому поводу?
– Вот-вот, это и интересно. Когда тема евреев стала муссироваться широко в международной политике и мировой прессе, встал вопрос о собственно еврейской позиции не столько даже по отношению к межгосударственному конфликту, сколько к еврейскому — мнимому, с моей точки зрения, — фактору во всей этой истории.
Эту самую еврейскую точку зрения должно было бы сформулировать некое авторитетное сообщество.
Обычно, когда миру интересна еврейская реакция, взгляды его обращаются, прежде всего к Иерусалиму, к Государству Израиль, поскольку Израиль является для всего мира, да и для подавляющего большинства евреев, естественным представителем — голосом нашего народа.
Однако Израиль с самого начала этого конфликта и до сегодняшнего дня занимает позицию, которую исполнительный директор Американского Еврейского Комитета Дэвид Харрис остроумно назвал позицией «невидимого нейтралитета» — invisible neutrality.
Действительно, израильтяне устранились от оценок этого конфликта: Израиль не участвовал в голосовании ООН, не сделал никаких заявлений, подчеркивая тем самым тот очевидный факт, что еврейство как целое, в том числе еврейская община Украины, тем более еврейская община России, не является непосредственным участником конфликта.
В условиях, когда Израиль молчит и, видимо, будет молчать дальше, встает вопрос: кто же может сформулировать позицию еврейского народа в целом?
Таким органом стал Всемирный Еврейский Конгресс (ВЕК) — не слишком влиятельная, но единственная организация, построенная на представительстве еврейских общин мира. Еврейская община любой страны может стать членом ВЕК, и сегодня в ВЕК входят общины 114 стран. Иран — единственная страна, имеющая заметную еврейскую общину, но, по вполне понятным политическим причинам, не являющаяся членом ВЕК.
Таким образом, в условиях молчания Израиля и таких ведущих еврейских международных структур, как Всемирная Сионистская Организация или Сохнут, Всемирный Еврейский Конгресс после горячего обсуждения принял резолюцию, основанную на принципе позитивного нейтралитета.
«Исполнительный комитет Всемирного Еврейского Конгресса. Париж, на заседании 1 апреля 2014:
– отмечает, что последние события на политической арене создали сложную ситуацию и вызвали к жизни чувство незащищённости не только среди некоторой части евреев, но и среди представителей других религиозных и этнических меньшинств в Украине;
– признаёт заверения и действия нового украинского правительства относительно защиты евреев и еврейской жизни в Украине;
– понимает, что среди украинского еврейства, как и во всяком демократическом обществе, существует широкий диапазон мнений о последствиях последних событий;
– выражает обеспокоенность тем, что ультранационалистическая партия “Свобода” представлена в новом правительстве Украины и что другие экстремистские группы сыграли важную роль в недавних протестах;
– призывает все участвующие стороны обеспечить недопустимость разжигания вражды к евреям и другим меньшинствам; более того, обеспечить защиту этническим, культурным, религиозным и языковым проявлениям для всех меньшинств;
– осуждает все антисемитские нападения в Украине; призывает украинские власти уделить их расследованию должное внимание и в итоге привлечь к ответственности виновных;
– призывает все правительства, СМИ, неправительственные организации и их представителей не усугублять и без того сложную ситуацию необоснованными обвинениями или преувеличенными рассказами о ситуации украинских евреев;
– призывает власти в Украине усилить меры безопасности для защиты территорий, принадлежащих как еврейской общине, так и другим этническим меньшинствам;
– призывает президента ВЕК создать комитет для дальнейшего наблюдения за развивающейся ситуацией и докладов Исполкому».
На сегодняшний день это единственный документ, принятый авторитетным еврейским мировым сообществом по поводу конфликта на Украине. И главный смысл его в том, что евреи как целое не являются непосредственным участником этого конфликта.
Подчеркну еще раз: евреи как целое. Что к отдельным евреям не относится. Каждый еврейский индивидуум, гражданин или негражданин Украины, имеет безусловное право на выражение своей гражданской позиции. Более того, отдельные еврейские организации, наверное, тоже могут принимать ту или иную сторону в конфликте. И отдельные евреи этим правом широко пользуются — проявляют свою гражданскую позицию, причем всякую: украинскую и антиукраинскую, промайданскую или антимайданскую, к великому сожалению, мы подчас видим их среди ультранационалистов и даже среди антисемитов.
Но я-то говорю о позиции общины в целом, о позиции еврейского мира в целом.
Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК) — одна из ветвей Всемирного Еврейского Конгресса, причем действующая как раз на территории конфликта, — присоединился к позиции ВЕК, обозначил свою позицию как нейтральную, особенно в том, что касается взаимных обвинений в разжигании антисемитизма, которыми обмениваются Россия и Украина.
(Для точности добавим: один из членов ЕАЕК, присутствовавших на заседании в Париже, а именно председатель генерального совета ЕАЕК Иосиф Зисельс выступил против этой резолюции. Тогда как и президент ЕАЕК Юлиус Майнл, и генеральный секретарь ЕАЕК Михаил Членов резолюцию поддержали. — Прим. ред.)
– Вы считаете эти обвинения совершенно беспочвенными?
– Нет сомнения, что антисемитизм есть и в России, и на Украине, он, как всегда, отвратителен и проявляет себя во множестве разных форм. Однако Евро-Азиатский Еврейский Конгресс не видит основания для обвинения России или Украины в намеренном разжигании антисемитизма у себя в странах или в экспорте антисемитизма за пределы своих стран.
Тем не менее некоторые на Украине — и в первую очередь ВААД Украины — федерация еврейских организаций и общин страны, во главе которой стоит председатель Генерального совета ЕАЕК Иосиф Зисельс, — с самого начала заняли иную позицию. ВААД Украины и Иосиф Зисельс прямо обвиняют Россию в экспорте антисемитизма на Украину и в антисемитских провокациях там, а также утверждают, что антисемитизм на Украине сделан по российским лекалам. Звучат во множестве и другие заявления, вполне понятные с общегражданской, общечеловеческой точки зрения, — заявления общедиссидентского характера, отстаивающие целостность Украины (сам по себе этот международный тезис под сомнение не ставится) и резко осуждающие — причем более резко, чем украинские правительственные круги, — позицию России в этом конфликте.
– Звучат ли симметричные обвинения с еврейской российской стороны?
– Не слышал. В России есть три еврейских центра, которые в той или иной мере рассматриваются российским и еврейским обществом как организации, имеющие определенную политическую позицию: Федерация еврейских общин России (ФЕОР), Российский Еврейский Конгресс (РЕК) и Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК). ФЕОР, организация, наиболее тесно связанная с российской властью, насколько мне известно, никаких официальных заявлений по поводу конфликта не делала. Хотя глава ФЕОР раввин Берл Лазар аплодировал сообщению Путина о присоединении Крыма, что можно было наблюдать по федеральным каналам российского телевидения. РЕК и ЕАЕК четко заняли нейтральную позицию. Это значит, что они не осудили Украину, не поддержали официальных обвинений в том, что на Украине правят бандеровцы, фашисты и антисемиты, но и не поддержали украинские обвинения России в разжигании антисемитизма.
Давний еврейский функционер из Санкт-Петербурга Александр Френкель по этому поводу сказал: «Вообще-то, в современной России позиция нейтралитета — это уже диссидентская позиция».
– А что либеральная еврейская общественность?
– Она не еврейская. Она — либеральная российская общественность, где есть евреи и неевреи. И Немцов, и Макаревич могут сами по себе быть евреями, но они не выражают точку зрения евреев. Мы же сейчас рассматриваем именно еврейский компонент, еврейский фактор во всей этой истории.
То, что происходит сейчас, — это продолжение давнего спора 1960–1980-х годов между диссидентами и сионистами (как тогда называли евреев) в их отношении к происходящему внутри страны.
Диссиденты, среди которых, как мы знаем, было полно евреев по происхождению, чувствовали себя в первую очередь советскими гражданами и стремились к усовершенствованию советского общественного образа жизни. Евреи же занимали несколько иную позицию, у них были свои интересы, которые сводились к двум главным моментам: к свободе выезда — свободе эмиграции и репатриации, как тогда называли алию, а также к свободе еврейского образования, культуры и религии внутри СССР. То есть еврейское движение не ставило себе целью совершение переворота внутри Советского Союза — но настаивало на неких улучшениях в рамках еврейских интересов. Сегодня мы видим абсолютно то же самое.
Иосиф Зисельс, старый диссидент, человек известный, отсидевший 6 лет в советском ГУЛАГе, и сейчас, как тридцать лет назад, выражает позицию национально настроенной части украинского общества, но никак не еврейской общины.
И сегодня, как и сто лет назад, когда в дни Первой мировой войны произошел раскол во Всемирной Сионистской Организации, нынешний международный конфликт привел к определенному расколу в еврейском сообществе Евразии — в Евро-Азиатском Еврейском Конгрессе, что, наверное, неизбежно. И что, наверное, со временем забудется, как забылись подобные расхождения, известные теперь только узким специалистам по еврейской истории.
– Тогда позвольте вернуться к словам Френкеля, который приравнивает нейтралитет к инакомыслию. Какова тут доля шутки?
– Ситуация в стране неприятная, но, во-первых, она не антисемитская, а во-вторых, не надо думать, что всякого, кто не говорит «Крым наш», а говорит «Крым нас», немедленно хватают и посылают на Колыму. Этого пока не происходит.
Хотя да, обстановка очень тревожная и в России, и на Украине, о чем я сказал заместителю министра иностранных дел РФ Михаилу Леонидовичу Богданову в нашей недавней беседе.
Он спросил меня, ожидаю ли я всплеска эмиграции. И уточнил: на Украине. На что я ответил, что ожидаю такой всплеск и на Украине, и в России. Упоминание России в этом контексте его удивило, и он попросил разъяснения.
Я ответил следующее:
– Прежде всего, люди опасаются ограничения свободы выезда. Мы, евреи, этого не любим.
– Откуда такие опасения? — удивился он. — У нас в руководстве даже намека на это нет.
– Вы общаетесь с руководством и знаете об этом, — парировал я. — А мы с ним не общаемся и не знаем о его намерениях. Вот и опасаемся.
К тому же людей беспокоит проблема второго гражданства (проект закона о введении уголовной ответственности для граждан РФ за сокрытие гражданства другого государства. — Прим. ред.), о чем сейчас только ленивый не говорит. Я думаю, что вся эта каша заварена вовсе не из-за Израиля и евреев, но из-за миллионов людей, которые помимо российского имеют украинское, казахское, узбекское и прочие гражданства бывших советских республик. Но ударить-то это может и по евреям…
– Больше вы ничего не поведали мидовскому чиновнику?
– Нет. Я говорил только о том, что касается евреев напрямую, и не счел себя вправе рассуждать о министре культуры, о закручивании гаек на телевидении или закрытии интернет-сайтов. Был бы во всем этом еврейский аспект — сказал бы. Однако на сегодняшний день я не вижу попыток оказать давление на какие-либо формы еврейской общественной жизни.
– Вы много ездите по миру. Сложилось ли у вас представление о том, как русскоязычные евреи, живущие в разных странах, относятся к этому конфликту? Спрашиваю не про официальную еврейскую позицию — ее вы сформулировали, а про личные симпатии евреев.
– Крупные еврейские общины русских евреев живут в Израиле, США и Германии. Про Германию сейчас не готов ничего сказать, поскольку не был там последние несколько месяцев.
В США русские евреи довольно серьезно расколоты между правыми и левыми: значительная часть — правых, меньшая — культурная элита — условно левых, голосующих за Обаму. Однако нынешний российско-украинский кризис их объединил: вне зависимости от своих местных политических предпочтений все они на стороне Украины.
Израиль в этом конфликте поделен пополам. Там ясно видны те, кто поддался имперской эйфории — они снимают рестораны, пьют за здоровье Путина, выкрикивают лозунг «Крым наш». И открыто сожалеют, что в Израиле нет своего Путина, который бы навел порядок в стране и разобрался с палестинцами. Есть другая половина, в основном связанная со старым антисоветским движением. Она пишет гневные письма в Кнессет, обвиняя израильский парламент в том, что он стал агентом влияния Путина. Такое письмо написал, к примеру, Давид Черноглаз, один из обвиняемых по «самолетному делу», он сейчас возглавляет объединение бывших узников Сиона.
В России, на мой взгляд, сложилась следующая картина. Значительному большинству евреев история с аннексией Крыма не нравится, но они глубоко убеждены, что «Крым наш». Меньшая часть — открыто выступает против присоединения Крыма, а еще немалая часть — предается эйфории.
Про Украину мне сказать сложно, я там не живу. Похоже, что после падения Януковича все украинские еврейские лидеры присягнули киевскому правительству…
Беседовала Наоми ЗИЛЬБЕР