Размышления мои крохотные по поводу открытия музея Б.Н.Ельцина в Екатеринбурге.
…мне вот очевидно , что для всех людей тутошних, включая и покойного Бориса Николаевича , и всех его предшественников любых времён , слово и понятие Россия ассоциируется с государством, вовсе не людьми в ней живущими .
Базовое отличие России от стран Запада в современности в том , что не люди мера вещей тут, а государство .
Тут им - его мощью, его силой , его местом и престижем в мире - всё меряется ,определяется и направляется.
В алгоритме этой угрюмой и архаичной иерархии что-то существенно и качественно тут с места сдвинуть в здешней политсистеме, не предусматривающей человека - субъекта априорно, никому ещё не удалось .
Сопротивляясь отчаянно , она перемалывала каждого в неё попавшего ,будь даже он царь-реформатор и желал бы что-то подправить в этой формуле .
На раз съедала , элементарно, и Б. Ельцин не был исключением в ряду этом скорбном .
Но факт абсолютный и то , что неполное при нём десятилетие было самым продуктивным в плане попытки поменять что-то в этой тут закономерности.
За эти 9 лет хоть какие-то понятия у людей появились о своих правах, как легитимных.
Хоть как-то свободного передвижения и по стране и по миру возможность стала осознаваться не экзотикой только, но доступностью реальной и для обычного человека , не только блатного .
Хоть какие-то появились у людей представления об устройстве остального мира , в 90-е он не воспринимался враждебным :
более 70% любили тут Европу и около 60% США, что б все знали.
И ещё — при всех тут того десятилетия трудностях - все мои исследования фиксировали появление драйва тут у людей , предположение у них и упование, что они , подобно северокорейцам, не будут больше изгоями сидеть , как проклятые , за железным занавесом.
Однако всё это блистательное ожидание накрылось медным тазом , и вернулось на свои тут круги .
Конечно , не без участия Бориса Николаевича,как все тут здравомыслящие понимают.
Не смог он вековой МОНОсубъектной системе сопротивляться, не избежал искуса прибегнуть к позорным её методам войнушки победоносной и вертикальной иерархии строительства ,что уж тут.
Но он попытался , и не скажу , что общество российское много ему в этом помогало.... отнюдь , веками патерналистское , оно от патера ждало чуда быстрого, а не получив его, стало быстро его хулить, как тут принято.
Это особенность политико-социальной культуры здешней такая.
И - при всей банальности тезиса и извиняясь за это - скажу всё же. Пока она такой оставаться будет, пока люди не включатся в процесс и не осознают ,занявшись политикой, что без их участия государство не может быть нормальным и им полезным ,здесь никогда не возникнет гражданское общество, что - в очередь свою - означает,что сущностно система не поменяется, а будет воспроизводить тут только колеи узоры с периодическими войнами ,сменами лидеров без нации и появлением новых атрибутов себя увековечения в виде музеев.
Последнее, кстати, не есть плохо, ибо всегда неизвестно, что может вырасти из дерева посаженного, без знания точного всех особенностей его породы .