moshekam: (я)
[personal profile] moshekam
Оригинал взят у [livejournal.com profile] dimagubin в Конец мечты: русский рантье в ожидании разбитого корыта
В "Огоньке" вышел мой новый текст. Про русского рантье (а давно я не писал про недвижимость! Давно ничего из недвижимости не покупал!). Про то, как русский рантье опасается, что он на старости лет рантье может перестать быть - и тогда не лучше ли, пока не поздно, стать нерусским, пусть и не рантье (кстати: из нацистской Германии врагов нации, евреев, вплоть по 1939-й год вполне себе выпускали: скатертью! без вас воздух чище! - ну, дорожных набор сопутствующих фраз знаком любому русско-кремлевскому патриоту, которому некуда валить, кроме как в штаны).
Впрочем, что это я объясняю про текст?
Вот сам текст.

ДО СВИДАНИЯ, МЕЧТА О РАНТЬЕ!

Данные Центробанка о том, что перевод средств из России за границу для покупки недвижимости резко возрос (на 12% только во втором квартале 2013 года) заставил обозревателя «Огонька» схватиться за голову и телефонную трубку.

Я обзваниваю знакомых риелтеров и заученно бубню, что мол, по официальным данным, трансграничные операции с недвижимостью растут с 2009 года. Что 4 года назад в недвижимость за рубежом россияне вложили $223 миллиона, а в прошлом - $1,9 миллиарда. А можно узнать неофициальную точку зрения? Кто сегодня вкладывается в зарубежную «недвижку»?
Чиновник? Или оборотень в погонах? Или это попискивает прижатый к ногтю в России мидл-класс, пытаясь выбраться на свободу?
Ответы не радуют в смысле конкретики. Чиновники в погонах давно составляют заметную долю покупателей дорогого жилья, - но об их клановой принадлежности судить приходится с долей погрешности… И, кстати, твой Центробанк не сообщил – по каким странам отмечен рост, он касается только объемов или числа сделок? Ведь если какой-нибудь Вексельберг сразу новый поселок купил – вот тебе и скачок во втором квартале… Хотя, да, интерес к загранице растет… У кого? Да у таких, как ты да я, да белый свет!
Так продолжается, пока совладелец известного агентства, с уважением относящийся к статистике и социологии (но с явным неодобрениям – к ценам в московских кофейнях), попивая латте, напоминает, что есть в социологии метод качественного анализа, называется «включенное наблюдение». Заменяет глубинное интервьюирование, когда оно невозможно.
- А теперь, - говорит риелтор, - вспомни знакомых и коллег, которые в последнее время купили либо собирались купить недвижимость за границей…
Да легко!
Вся компания, с какой я катаюсь зимой на лыжах, прикупила квартирки-студии в Болгарии, в Банско. Предлагали и мне, 35 тысяч евро, но я, дурак, отказался. Так что теперь они в январе катаются в Альпах, а в марте – еще в Пиринских горах. Думали подработать на сдаче, но пока не выходит. Впрочем, и расходы невелики. Зовут в гости.
Далее: знакомый владелец турфирмочки построил коттеджик в Финляндии, потом второй, сейчас, кажется, третий. Звал вложиться и меня, но было не потянуть, а другие, молодцы, подтянулись – и сегодня местная коммуна переживает Ренессанс: русские спасли.
Идем дальше: коллега съезжает с «однушечки» в центре Москве, потому что хозяин ее продает. Хозяин – университетский профессор, я с ним знаком и знаю, что часть из тех 9 миллионов рублей, на которые он рассчитывает, он потратит на квартирку в Красногорске для сына, а на оставшееся намерен купить домик либо в Апулии, либо на островах в Греции…
Из свежего: знакомая юрист, правозащитница, купила кондоминиум под Юрмалой на первой линии моря, проводит все лето там, поправляет здоровье, не нарадуется местной дешевизне, - и счастлива…
М-да, получается – за границей покупает недвижимость и правда средний класс. Ни тебе золотых кренделей из Госдумы, ни аника-воинов из Рособоронсервиса…
Риелтер со страдательческим видом заказывает второй латте (за цену которого, похоже, в Греции после кризиса можно купить если не домик, то крылечко) и замечает, что было бы странно, если я б дружил с другим кругом. Но у него вот какой вопрос: а сколько лет всем моим друзьям и знакомым? И второй: а сколько у всех этих людей сегодня квартир в России?
Я пожимаю плечами: возраст-то при чем? Уже от 50 до 60, но скачут, как тридцатилетки. И у всех две-три квартиры, а то и больше.
- Правильно, - подхватывает риелтер.
– Плюс некоторые получили в наследство родительские квартиры. И теперь думают: пустить их в оборот или продать? Продав, вложиться в бизнес в России, пусть на той же сдаче в аренду, или в недвижимость за границей? Когда твоим знакомым было 30 лет, и они вышли из 1990-х с первыми серьезными деньгами, для них это был не вопрос: только в России! Потому что такой нормы прибыли нет нигде! Это наша страна, мы здесь все знаем!.. А лет пять назад обозначился, а по возвращении Путина случился перелом. Внимательно слушай!..
И я внимаю.
Картина получается вот какой.
Среди клиентов агентств есть несколько заметных групп. Самая многочисленная, например, – это улучшающие жилищные условия. Их сделки – связанные: продают старое жилье, тут же покупая новые. Есть и другие группы. Например, не такая многочисленная, но растущая – это полурантье. Основной бизнес у них другой, а вложение денег в жилье – это хобби, проносящее допдоход. Такие люди нередко вкладываются в строительство на нулевом цикле, играют на росте цен или на точном знании конъюнктуры. Логика следующая: пока мы молоды и можем работать, мы будем работать, но деньги будем вкладывать в единственное, во что имеет смысл: в недвижимость. Мы знаем точно, что на старости лет нам пенсии не будет, потому что этих 10 тысяч в месяц хватит только на страховку «каско» для внедорожника. А вот квартира, пущенная в оборот – это минимум 25 тысяч в месяц, даже если сдавать «однушку» в Бирюлево. А если хорошую «двушку» в центре – уже 100 тысяч. Можно жить в большом доме за городом, для ночевок в городе держать крохотную гарсоньерку, все прочее сдавать – и в ус не дуть. Самые удачливые из не дующих в ус отбивали свои вложения меньше, чем за 10 лет. И так живут не только в Москве или Питере, но и по всей стране, просто суммы разные.  Но общий возвышенный идеал россиянина – стать российским рантье. Чтобы не бояться ни старости, ни увольнения.
И вот лет пять назад, когда тряхануло кризисом, когда грамотные люди посмотрели на то, как распечатываются госкубышки и какие вообще у российского государства перспективы, эта мечта начала потихоньку меняться.
Во-первых, у нас жилье продолжало дорожать, а в Европе и Америке оно начало дешеветь, и порою сильно. За сколько, говоришь, у тебя в Болгарии друзья домики прикупили? А еще есть и Сербия, и вся Прибалтика, и все это означает вид на жительство в Евросоюзе…
Далее, про возраст я не просто так спросил. У тех, кому под 60, начались первые серьезные болезни. И тут выяснилось, что качественная медицина в России стоит дико дорого. В Эстонии или Латвии дешевле. Сначала стали зубы во время отпусков протезировать, а потом и все остальное.
Еще один фактор: поехали в гости к друзьям, которые уже прикупили недвижимость за рубежом. И убедились, что страшилка про «по душам не с кем поговорить» лжива. Потому что очень многие русские в Европе живут постоянно – говори не хочу! А добраться из Италии в Германию к друзьям при тамошних дорогах и лоукостерах куда проще, чем в Кострому из Москвы.
Ну, а при Путине стало понятно, что и финансового рая больше не будет. Государство свои деньги потратило на Олимпиаду и разворовало, денег нет, и значит, их будут отнимать у тех, у кого есть. О чем сейчас все говорят? О том, что плоскому подоходному налогу конец. О том, что с регистрацией по месту проживания гайки закрутят до предела. О том, что тех, у кого две квартиры, не говоря про три-четыре, налогами прижмут (как, кстати, и в Италии после Берлускони прижали). Уже сейчас во многих садоводствах за шесть соток налоги на землю такие, что пенсионерам не поднять! Плюс, конечно, попросту дорого стало в России жить. В Москве давно дороже, чем в Париже. И сейчас еще храбрятся, говорят: начнут прижимать, мы свои квартиры на мужа-жену-детей-тещу перепишем, но все понимают, что если начнут прижимать по-настоящему, это не спасет. Примут какой-нибудь закон о прогрессивном налогообложении излишков жилплощади, - и все. А Дума в секунду проголосует. Она сегодня за что хочешь проголосует… И тогда ты окажешься в пенсионном возрасте не счастливым рантье, собирающим заслуженный урожай, а обычный тупым бараном, которого в очередной раз обстригло государство. Такая вот ерунда….
Риелтор вздыхает и уточняет: пока, на данный момент, когда почти все занимаются сдачей в аренду нелегально, в России быть рантье выгоднее, чем в Европе. Но если  закрутят гайки – то будет уже не выгоднее. А если учесть безопасность, инфраструктуру, да и вообще воздух свободы, то окажется прав тот профессор, что квартиру в центре Москвы продает. Надо одной ногой здесь, а другой там. Если, конечно, границу, закручивая гайки, не перекроют… Твоего профессора не Плейшнер, случайно, зовут? Скажи ему, чтобы был осторожен!..
Я хмыкаю, но как-то криво.
Мы в пополаме оплачиваем счет за четыре чашки кофе. Это чуть больше дневного заработка среднего московского журналиста.
В километре от нас – улица Неглинная, на которой находится Центробанк.
Мы выходим на московский воздух, то есть ныряем в московский бензин.

Profile

moshekam: (Default)
moshekam

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 02:12 pm
Powered by Dreamwidth Studios