Джон Кеннет Гэлбрейт - очень уважаемый мной экономист. Может быль один из трех - четырех в 20-м веке. В своей эпохальной работе "Новое индустриальное общество" он очень интересно мыслит об эпохе, которую Маркс назвал бы, вероятно, эпохой развитого империализма. Кстати, одна из особенностей Гэлбрейта - полное отсутствие шор. Он чтит Маркса и полемизирует с ним, как с любым другим выдающимся экономистом: Рикардо, Смитом или Маршалом. Они все не иконы для него, но все уважаемы, как реально великие экономисты. Кстати, хотел бы отметить, что экономика - многостаночная профессия. Там можно заниматься, скажем, микроэкономикой, можно посвятить свою жизнь управлению предприятием химической промышленности. И это очень достойная профессия. Можно заниматься экономикой сельхозпредприятий по сбору оливок. И быть выдающимся экономистом в своей области. Но по-настоящему великие экономисты являются, безусловно, философами. Они подходят к экономике, как философской науке. Гэлбрейт - такой экономист. Он думает об устройстве человеческих сообществ и о законах их функционирования.
Так вот, Гэлбрейт в этой своей работе, среди россыпи роскошных мыслей, среди других "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", ставит интересный вопрос. Известно, что в производстве продукции, в процессе увеличения стоимости продукта человеческой деятельности участвуют несколько факторов. Чаще всего их делят на 4 группы: земля (и другие природные факторы), труд, капитал, предпринимательский талант. Иногда из состава этих факторов выделяют другие. Например, если это важно для конкретного исследования, капитал можно разделить на производственный и финансовый. Так же предпринимательский талант можно делить на части. Но мы сейчас этим заморачиваться не будем.
Гэлбрейт в своей работе ставит вопрос, который большинство экономистов до него не ставило: владельцу какого из этих факторов принадлежит власть?
Наемный рабочий - владелец труда, получат за свой фактор вознаграждение из увеличившейся стоимости, которое называется зарплатой. Владелец земли (лэндлорд) - получает ренту (арендную плату, плату за недра). Финансовый капиталист получает за свой фактор плату, которая называется процентом. Предприниматель получает прибыль (то, что остается от прибавки в стоимости после вычета всех трех остальных вышеперечисленных оплат (заметим, что при этом основной риск получить не прибыль, а убытки лежит именно на нем).
И вот Гэлбрейт задается вопросом: кому из владельцев этих факторов принадлежит власть в обществе? Или, чуть по-другому, почему власть в одну эпоху принадлежит владельцам одного фактора, а в другую - другого? Например, в эпоху, которую Маркс назвал феодализмом, власть в обществе имели владельцы земли. А в капиталистическую эпоху власть принадлежала капиталистам. От чего это зависит?
Чтоб не пересказывать замечательную книгу, не буду приводить все подробные и весьма аргументированные рассуждения Гэлбрейта. Кто хочет - прочтет. Общий вывод: какой фактор при данном уровне развития общества и экономики является самым ключевым, самым определяющим, самым дефицитным, - владелец того фактора и становится главной фигурой в обществе. К нему и переходит власть.
Во времена феодализма, когда главной отраслью хозяйства было сельское хозяйство, когда производство продовольствия было главной заботой человечества и когда технологии земледелия и скотоводства были столь просты и неизменны, что небольшого капитала хватало для осуществления сельхозпроизводства, а рабочая сила (простая и неквалифицированная, которая только и была нужна) была в избытке, - в эту эпоху производственный успех определялся главным образом наличием земли. Поэтому владелец земли - князь или король - обладали неограниченной властью в обществе.
После открытий обеих Америк и Австралии, когда земельные возможности человечества (западная цивилизация) внезапно расширились, а с другой стороны, наступила эпоха машин и пара, ситуация изменилась. Сейчас главным фактором стал капитал: производственный (машины) и денежный. Власть в эту эпоху перешла к капиталистам, владельцам капитала.
Дальше Гэлбрейт рассуждает, что в 20-м веке пришло новое индустриальное общество, общество, где бал правят огромные корпорации, производящие сложную технику. И в этом обществе власть от капиталистов (владельцев капитала) переходит к команде управленцев, возглавляющих такие корпорации формально - как наемные работники, а фактически - как настоящие хозяева и носители власти в новом обществе.
Не вдаваясь подробно в рассуждения о новом индустриальном обществе, зададимся актуальным для нас вопросом, а кто (рассуждая в логике Гэлбрейта) обладает властью в современной России?
В связи со специфической экономикой нашей страны (
например см. здесь), властью обладают "хозяева трубы". А это группа лиц ассоциированных с властью в сегодняшней России. Отсюда следует простой вывод. Все потуги белоленточной оппозиции, при всех их благих намерениях, честных помыслах и готовности сложить голову за правду ничего не дадут, покуда структура нашей экономики неизменна. Так же ничего не дадут все прекраснодушные порывы Медведева и Ко, типа Россия-вперед и т. д. А что может породить изменения в России сегодня? Сегодня может что-то измениться лишь при смене "экономики трубы" на другой тип. Иначе, в лучшем случае страна получит просто других "хозяев трубы".
А в каком случае произойдут принципиальные изменения в модели экономики России? Вариантов два: или запасы энергоносителей иссякнут или цены на энергоносители резко упадут. Только в этих случаях существующая модель экономики рухнет. Ну запасов у нас еще, слава богу, лет на 20-50 хватит. Тогда надежда только на обвал цен. А когда это произойдет? Только при резком нарастании мирового кризиса. Вот и получается, что мировой кризис - благо для России. Правда, если ко времени будет подготовлена команда и идеология и настроение масс, чтоб власть упала в "правильные руки". Вот о чем бы сейчас и надо думать.
А все прекраснодушные разговоры: демократия - не демократия, ерунда, по большому счету.
Вот почему Путин, реальный политик, стоящий на страже интересов группы товарищей, курирующих трубу, дал Академии наук России конкретное задание: подготовить предложения, как выжить в кризис?
Вот так конкретно вопрос стоит.