Немного историиСобытия последнего времени у многих справедливо вызывают ассоциацию с возникновением "черной сотни" в России в начале ХХ века. "Черная сотня" была создана в момент, когда кризис монархии вылился в революцию. В октябре 1905 года царь в манифесте неохотно даровал стране некоторые свободы - и тут же, в ноябре того же года, был основан "Союз русского народа" (не правда ли, знакомая последовательность событий?).
До того момента монархия сопротивлялась созданию политических партий и движений, потому что считала, что царской харизмы и бюрократии достаточно для управления империей. Активист "Союза русского народа" доктор Александр Дубровин (один из создателей Союза юрист Борис Никольский называл Дубровина "гнусным паразитом" и "грубым отталкивающим животным") убедил правительство, что спасти Россию может только православное патриотическое движение, нуждающееся в финансировании и полицейской поддержке. В планы Союза входили массовые манифестации и террор. Поскольку царь был глубоко убежден, что против него существует международный заговор, он распорядился поддержать "черную сотню". Хорошо известно, к чему это привело - убийства депутатов Думы, сотни еврейских погромов с тысячами жертв. Только в Одессе было 300 убитых. Во второй половине октября 1905 года в погромах погибло 1622 человека. За десять дней октября погромы состоялись в 660 населенных пунктах. 21 октября в Томске черносотенцы подожгли театр, в результате пожара и убийств погибло более тысячи человек. "Черная сотня" настолько прибрала Одессу к рукам, что по существу ввела в городе режим террора и систематических грабежей, приведший к упадку местной экономики. В итоге Столыпин приказал прекратить финансирование "черной сотни" в Одессе и разоружить ее. Разоружением черносотенцев были вынуждены заниматься войска Одесского военного округа. Подобные же меры вынуждены были принимать губернаторы Астрахани и Иркутска. Граф Витте писал в своих дневниках: "Союз - организация обычных воров и хулиганов"; "Цели "черной сотни" эгоистичны и имеют самую низкую природу. Их стремления диктуют желудок и карман. Это типичные убийцы с большой дороги". "Черная сотня" ненавидела Витте и готовила его убийство.
То, что планировалось как спасение отечества, резко ускорило крушение империи, так как объективно уничтожало последние функционирующие государственные институты. Показательно, конечно, что в "черной сотне" активно участвовали церковные иерархи. Из 70 епископов в "Союзе русского народа" состояли 32. Почетным членом и духовником СРН был Иоанн Кронштадтский, активны в нем были архиепископ Антоний Волынский, архиепископ Саратовский Гермоген, состоял в Союзе и будущий патриарх Тихон. Особо прославился организатор множества погромов иеромонах Илиодор, считавший Столыпина еврейским агентом. Участие в погромах попов буквально обрушило остатки церковной харизмы, а участие в них полицейских (в Орше, Симферополе и Феодосии за отсутствием "черной сотни" погромы проводила полиция) доконало государственные институты и открыло путь революции. Можно даже сказать, что начало разрушения российской государственности и православия связано не с революцией, а с черносотенным внеинституциональным насилием.